Региональная инновационная площадка

  • Нормативно-правовая документация
    • Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №1821 от 30.12.2015г. О присвоении статуса региональной инновационной площадки. Просмотр.
    • «Югорский Трамплин» программа дошкольного образования ориентированная на ребенка. Просмотр.
    • Методическое руководство для воспитателей «Работа по программе дошкольного образования «Югорский трамплин», ориентированной на ребенка. Просмотр.
  • Деятельность РИП

    Отчет о деятельности региональной инновационной площадки за 2015-2016 уч.год. Просмотр.

    Отчет о деятельности региональной инновационной площадки за 2016-2017 уч.год. Просмотр.

    В декабре 2015 года по приказу Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского округа — Югры муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №21» был присвоен статус региональной инновационной площадки по теме «Создание образовательной предметно-пространственной среды с целью повышения качества образования в дошкольной образовательной организации».

    Основной целью деятельности региональной инновационной площадки является повышение качества образования в дошкольном учреждении через создание оптимальной предметно-пространственной развивающей среды.

    Для эффективной деятельности инновационной площадки создана модель предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении, которая  предполагает сделать развивающим все пространство детского сада – включающее в себя не только групповые помещения и территорию детского сада, но и кабинеты специалистов, холлы, залы и коридоры дошкольного учреждения. Именно поэтому сегодня мы ищем новые пути совершенствования предметно-пространственной развивающей среды в еще более масштабном варианте.

    В настоящее время в сетевом сообществе образования Югры «Школлеги» работает клуб «Мир вокруг», где представлены материалы по организации развивающей среды группы как средства реализации ФГОС ДО, модель предметно-пространственной развивающей среды детского сада, охватывающая все пространство дошкольного учреждения, конспект занятия по программе «Югорский трамплин».

    • Победа в конкурсе региональных инновационных площадок. Просмотр. 
    • Конкурсный отбор образовательных организаций, имеющих статус региональных инновационных площадок. Диплом за II место в номинации «Инновационные образовательные проекты (программы) дошкольного образования».
    • Конкурсный отбор образовательных организаций, имеющих статус региональных инновационных площадок в 2016 году.
  • Инновационные разработки

    Модель развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО

    С 1 января 2016 года вступил в силу ФГОС ДО. Стандарт прописывает нам требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, которые в свою очередь подразделяются на комплекс требований, в том числе требованиях к предметно-пространственной развивающей  среде.

    Мы убеждены, что тщательно продуманная и созданная в процессе совместной деятельности взрослых и детей предметно-пространственная развивающая среда побуждает ребенка к исследованию, проявлению инициативы и творчества. В п. 3.3 ФГОС ДО подчеркивается «Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а так же территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации программы». Такая предметная среда должна создавать условия для общения и совместной деятельности детей, детей и взрослых, она должна быть содержательно насыщенной, доступной и безопасной.

    В детском саду сегодня оборудуется большое количество пространств для организации  взаимодействия воспитанников друг с другом, воспитанников с элементами электронной среды, воспитанников с взрослыми (воспитателями, родителями, социальными партнерами). Для того чтобы данное пространство оказалось наиболее развивающим возникла необходимость создания модели предметно-пространственной развивающей среды детского сада, охватывающей все пространство дошкольного учреждения.

    Мы уверены, что в результате планомерной работы по реализации модели предметно-пространственной развивающей среды, будут созданы условия для формирования у дошкольников не только предметных умений и навыков, но и различных компетенций, путем включения воспитанников в различные виды деятельности, в которых личность ребенка может раскрыться во всем ее многообразии.

    Можно сказать, что сегодня мы преследуем главную цель – пробудить в ребенке интерес исследовать окружающий мир и стремление к новым знаниям.

    Модель развивающей предметно-пространственной среды сформирована с учетом направления государственной образовательной политики, Закона «Об образовании в Российской Федерации», перспектив развития приоритетных направлений развития образования в регионе и муниципальном образовании города  Урай; в соответствии  с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО); образовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №21» (далее МБДОУ «Детский сад №21»); региональной программой дошкольного образования ориентированной на ребенка «Югорский трамплин».

     

    Комплект контрольно-измерительных материалов предметно-пространственной образовательной среды

    В последнее время на федеральном уровне в нормативно-правовом регулировании оценки качества образования произошли значительные изменения. В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование сегодня должно быть не только доступным и обязательным, но и качественным. Качество дошкольного образования – гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека. Само понятие «качество образования» в последнее время достаточно часто упоминается и активно обсуждается. Мы проанализировали определение понятия «качество образования» в различных источниках и выделили общее составляющее, как соответствие качества образования потребностям личности, общества, государства. Качество образования – совокупность свойств образования, обуславливающих его способность удовлетворять определённые потребности гражданина, общества, государства в соответствии с назначением этого образования (А.М. Кац). Сегодня Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дает следующее определение: «Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы». Разработка и внедрение системы качества дошкольного образования является одной из приоритетных задач. Задачи и меры по развитию системы качества образования закреплены в федеральных и государственных программах. Однако до сих пор не определены единые подходы, механизмы и инструментарий оценки качества дошкольного образования. Вопрос оценки качества дошкольного образования остается открытым. Почему система оценки качества нужна педагогам? Мы считаем, что любая деятельность успешна только тогда, когда она имеет обратную связь. Оценка качества – это и есть обратная связь, это залог успеха. Если субъект деятельности производит самооценку, он работает лучше, так как видит свои показатели. Чтобы оценить качество, мы должны проверить соответствие полученных показателей стандарту. К сожалению, в методической литературе от самих разработчиков ФГОС отсутствует комплект контрольно-измерительных материалов предметно-пространственной образовательной среды ДОУ. Поэтому мы уверенны, что в результате планомерной работы по реализации комплекта контрольно-измерительных материалов предметно-пространственной образовательной среды ДОУ будет обеспечена возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

     

    Инновационная образовательная программа «Город мастеров, где всё по — настоящему» по формированию комплексного подхода к профориентационной работе при создании специальной развивающей предметно-пространственной среды

    Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий.

    Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей. Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей и новаторов.

    Профессиональное самоопределение тесно взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни, о результатах мотивах, которые движут людьми в процессе труда.

    При организации ранней профориентационной работы с детьми дошкольного возраста возникает ряд противоречий, требующих поиска инновационных форм и методов работы:

    — с одной стороны отмечается потребность общества, социума и производственной сферы в специалистах с развитым профессиональным отношением, мышлением, с другой стороны используются программы подготовки преимущественно обучающихся старших классов общеобразовательной школы;

    — в современной педагогической практике сложилось противоречие между потребностью в системе ранней профориентации детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью научно-методических основ её проектирования и средств реализации;

    — с одной стороны работники нацелены на реализацию образовательных задач в процессе социального партнерства с семьями обучающихся, с другой стороны используются, как правило, формально организованные формы взаимодействия.

    Данные противоречия определяют необходимость поиска вариативных форм дошкольного образования, обеспечивающих создание условий для ранней профориентационной работы, позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества с разновозрастными сообществами и соответствующих возрасту видах деятельности.

    Таким образом, вышеизложенное еще раз подчеркивает значимость создания условий для ранней профориентации детей дошкольного возраста и является концептуальным обоснованием необходимости проекта по организации «Города мастеров» в процессе сетевого взаимодействия и социального партнерства. Задача проекта – сделать посещение «Города мастеров не просто развлечением, но пробудить интерес к труду, показать многообразие профессий и дать возможность глубже познакомиться с наиболее понравившимися из них. Выступая не только в качестве потребителей, но и производителей товаров и услуг, посетители Города получают представление о труде, вложенном в производство того или иного продукта, привыкают тратить столько, сколько могут заработать, учатся ценить свой и чужой труд

    Проект разработан на основании:

    — Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011г. №163-р;

    — Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155;

    —  Образовательной программы детского сада.

     

    Внутрикорпоративная система  методической поддержки педагогов в рамках реализации региональной программы «Югорский трамплин»

    Развитие кадрового потенциала — важное направление в стратегических планах современной  образовательной организации. Кадровым потенциалом являются скрытые еще неиспользованные возможности людей, присущие им объективно и проявляющиеся при постановке новых целей деятельности, какими являются современные цели развития образования. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в пункте 3.2.6. говорится о создании условий для профессионального развития педагогических работников, в том числе их дополнительного профессионального образования, консультативной поддержке педагогических работников.

    Таким образом, перед нами встала задача — раскрыть особенности внутрикорпоративной системы методической поддержки педагогов ДОУ, охарактеризовать сущность и значение методической поддержки педагогов.

    Новизна заключается в разработке нового формата как внутрикорпоративной системы методической поддержки, так и в обеспечении ресурсами и создании условий для профессионального роста педагогов в условиях реализация ФГОС нового поколения.

     

    Методические рекомендации для создания информационно-образовательной среды с целью  реализации образовательной практики

    В данной разработке представлен  практический опыт по формированию единого информационного образовательного пространства в условиях реорганизации дошкольного образовательного учреждения путём присоединения к нему другого учреждения. Проведение данных мероприятий, направленных на модернизацию информационной среды, позволят  повысить уровень организации управленческого труда, оперативность обработки информации,   повысить эффективность обмена передачи информации между учреждениями,  оперативно  решать воспитательно-образовательные задачи. Данный опыт возможен для применения в массовой практике. Опыт актуален для учреждений, которые имеют несколько фактических адресов  для организации единого информационного пространства и оперативного решения управленческих и образовательных задач.

  • Видеосюжеты в СМИ, публикация в печатных изданиях опыта РИП
    • Модернизация развивающей предметно-пространственной среды учреждения, отвечающей требованиям  ФГОС ДО. Просмотр.
    • Победа в окружном конкурсе социальных проектов «Стратегия успеха». Просмотр.
    • Привлечение дополнительных средств для модернизации предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении. Просмотр.
    • Публикация в журнале «Управление ДОУ» №8 2016год -«Создание единого образовательного пространства учреждения как фактор эффективного управления в условиях реорганизации».
    • Метеостанция в детском саду. Просмотр.
    • Экологическая тропа в детском саду. Просмотр.
    • Публикация статьи «Комплексное использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» в сборнике трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Опережающее профессиональное обучение и занятость молодёжи».
    • Открытие птичьего городка на «Экологической тропе». Просмотр.
    • Развивающее пространство территории детского сада. Просмотр.
    • Создании специальной развивающей предметно-пространственной среды по формированию комплексного подхода к профориентационной работе. Просмотр.
  • Диссеминация опыта работы по теме РИП

    Муниципальный уровень

      • Представление опыта на VIII городской научно – практической конференции педагогов «Современные подходы к воспитанию: методические системы, технологии, педагогический опыт». Просмотр.
      • Городской профессиональный конкурс педагогического мастерства «Воспитатель года дошкольной образовательной организации — 2016». Диплом за I место. Просмотр.
      • Семинар практикум «Принципы создания центров активности». Просмотр.
      • Городской семинар-практикум по теме «Преемственность форм организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО. Просмотр.
      • Городской форум «Урай – наш общий дом», площадка ОО. Просмотр.
      • Участие в составе«Рабочей группы по переходу на оценку качества образования с применением международных шкал ECERS».
      • Презентация рабочих стендов по программе «Югорский трамплин». Просмотр.
      • Городской конкурс среди работников муниципальных бюджетных образовательных организаций «Менеджер в образовании». Проект «Город мастеров где все по — настоящему по формированию комплексного подхода к профориентационной работе с использованием современных технологий». Просмотр.
      • Мастер-класс по проведению группового сбора по программе «Югорский трамплин». Просмотр.
      • Городской фестиваль педагогических идей «Педагогическая находка-2017», сообщение «Организация образовательного пространства группы, ориентированного на ребенка». Просмотр.
      • Представление опыта работы на IX городской  научно – практической конференции педагогов «Образовательное событие как способ интеграции образовательного пространства для развития детей». Просмотр.
      • Городской методический семинар «Система оценки качества дошкольного образования», разработка и аппробирование карт оценки РППС. Просмотр.

    Региональный уровень

    • Участие педагогов в региональном фестивале педагогических идей и инноваций в области образования «Педагогическая находка» 2016. Просмотр.
    • Участие педагога на региональном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства в сфере образования ХМАО – Югры «Педагог года Югры — 2016». Диплом участника. Просмотр.

    Федеральный уровень

    • Всероссийская научно практическая конференция с международным участием «Опережающее профессиональное обучение и занятость молодежи». Тема выступления «Исследование технологи проблемного обучения для развития познавательно-исследовательской активности дошкольников с применением цифровой лаборатории». Просмотр.